Оркестр Pratum Integrum готовит к записи девять инструментальных сочинений, написанных в России во второй половине XVIII века и пока неизвестных широкой публике: это квартеты и симфонии, созданные русскими композиторами — и иностранцами, подолгу работавшими в России. В декабре 2019 года видеозаписи этих сочинений будут опубликованы на сайте оркестра, а 3 ноября (воскресенье, 14.00) в Соборной палате ПСТГУ (Лихов пер., 6) почти все эти пьесы можно будет услышать вживую.
Концерт организован при поддержке Национального фонда культурных инноваций «Петр Великий», а также на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Вход по бесплатным электронным билетам.
«Идея этого концерта в том, чтобы обогатить представление любознательного слушателя об инструментальной музыке императорской России», — говорит Павел Сербин, автор проекта, художественный руководитель оркестра Pratum Integrum. Программа представляет собой результат его многолетней работы с архивными материалами — каталогами, рукописными партитурами и ранними печатными изданиями.
Часть пьес, которые вы услышите, уже давно вошла в репертуар оркестра (например, Симфония Максима Березовского, написанная по образцу итальянских оперных увертюр и найденная в конце XX века в Риме). Однако большинство сочинений прозвучит в Москве впервые; в наше время они исполнялись лишь однажды: оркестр представил их минувшим летом на фестивале в селе Подмоклово. Среди таких новинок будут инструментальные номера из оперы Бортнянского «Празднество сеньора», изящная Концертная симфония Себастьяна Жоржа для шести солирующих инструментов с оркестром и Симфония на темы русских песен Эрнеста Ванжуры.
Комическая опера «Празднество сеньора» была поставлена во дворцовом театре в Павловске (1786). Либретто ее не сохранилось, о чем исследователи обычно сообщают не без грусти, поскольку в числе авторов текста были, например, графы Григорий Чернышев и Алексей Мусин-Пушкин. Известно, что речь в этом произведении шла о сельском празднике у одного «сеньора», под которым подразумевался великий князь Павел Петрович, и участники спектакля как следует позабавились, разыгрывая эту музыкальную комедию.
Себастьян Жорж, немец по происхождению, в 1780-х годах был капельмейстером Петровского театра в Москве; его сочинения сохранились в коллекции графа Кирилла Разумовского в Киеве, многие до сих пор не исполнялись.
Барон Эрнест Ванжура (или Арнош Ванчура, чех по происхождению) — музыкант, работавший в театре Воспитательного дома Москве и в дирекции Императорских театров в Петербурге. Интересно, что именно ему принадлежит первый опубликованный в России сборник «симфоний», причем некоторые из них написаны на темы народных песен. На концерте вы услышите симфонию, в которой он использует мотивы русских песен — «Что во городе было во Казани», «Как у нашего широкого двора», «Земляничка-ягодка» и другие.
ПАВЕЛ СЕРБИН — виолончелист, исполнитель на исторических инструментах (барочная виолончель, виола да гамба), выпускник Московской консерватории; также учился в Королевской консерватории в Гааге. Лауреат и дипломант международных конкурсов (Premio Bonporti в Роверето, Musica Antiqua в Брюгге, и др.). Автор научных работ о русской музыке XVIII века и о виолончельной музыке эпохи барокко и классицизма. С 2003 г. — художественный руководитель оркестра Pratum Integrum, с 2012 — солист оркестра Hofkapelle München.
ОРКЕСТР PRATUM INTEGRUM
Художественный руководитель – Павел Сербин, виолончель. Концертмейстер – Сергей Фильченко, скрипка
Оркестр Pratum Integrum, играющий на исторических инструментах, был основан в Москве в 2003 году и вскоре заслужил репутацию неординарного, высокопрофессионального коллектива, любящего ураганные темпы и живые интерпретации. Его название переводится с латыни как «некошеный луг»: это метафора, подразумевающая репертуар XVII–XVIII веков, в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. За 16 лет музыканты впервые представили российской публике более 200 произведений, в их числе — концерты и сюиты Телемана, симфонии Березовского, Тица и Розетти, Страсти по Марку Баха–Бойзена, Страсти по Иоанну Георга Гебеля.
Оркестр выступал с крупнейшими мастерами исторического исполнительства — Т. Пинноком, П. Нойманом, А. Бернардини, С. Кермес, С. Мингардо, К. Руссе и другими. Записал 17 альбомов на лейблах Caro Mitis и Euridice, многие из них получили высокие оценки в журналах Diapason, Toccata, Le Monde de la Musique. Альбом с сюитами Телемана был награжден премией Preis der Deutschen Schallplattenkritik (2011).
Pratum Integrum гастролирует по России (от Петербурга до Уфы) и за рубежом. В 2013 г. при поддержке Министерства культуры РФ состоялось несколько гастрольных поездок оркестра в Нидерланды, в частности — выступление на фестивале Oude Muziek в Утрехте. В 2019 оркестр получил грант Президента Российской Федерации на создание видеоколлекции записей «Русская музыка XVIII века».
ПРОГРАММА
1 отделение
Максим Березовский (1745–1777). Симфония до мажор (ca.1772)
Себастьян Жорж (ca.1740–1796). Концертная симфония ре мажор для двух скрипок, альта, виолончели, двух флейт и оркестра (ca.1780)
Солисты: Сергей Фильченко (скрипка), Людмила Фраёнова (скрипка), Сергей Тищенко (альт), Павел Сербин (виолончель), Полина Горшкова (флейта), Марина Волкова (флейта)
Дмитрий Бортнянский (1751–1825). Симфония и два танца из оперы «Празднество сеньора» (1786; посвящена великому князю Павлу Петровичу)
2 отделение
Антон Фердинанд Тиц (1742–1810). Квартет ре минор, op.1 No.5 (1780). Посвящен князю Дмитрию Голицыну
Михаил Керцелли (ca.1750–1818). Квартет ре минор, op.1 No.1 (1783)
Исполнители: Сергей Фильченко (скрипка), Наталья Косарева (скрипка), Сергей Тищенко (альт), Павел Сербин (виолончель)
Эрнест Ванжура (ca.1750–1802). Симфония на темы русских песен (ca.1784)
Начало в 14.00
ПЛОЩАДКА
Соборная палата — недавно открывшийся зал, расположенный в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). До революции здание принадлежало Московскому Епархиальному дому, затем здесь в разное время располагались Главполитпросвет, Академия коммунистического воспитания им. Крупской, кинотеатр «Артес», Химико-технологический институт им. Менделеева, а с 1930-х — Центральная студия документальных фильмов.
В начале 2000-х здание было передано Свято-Тихоновскому университету. После тщательной реставрации Соборная палата, самое большое помещение университета, стала работать и как светский концертный зал.
КАК НАЙТИ
Адрес: Лихов переулок, д.6, ближайшая станция метро — «Цветной бульвар».
Пешком проще всего добираться так. Выйдя на Цветной бульвар, поверните налево. Дойдя до Садового кольца, вновь сверните налево; вам нужно будет пройти около 500 м в сторону Каретного ряда и опять свернуть налево, в Лихов переулок (поворот легко узнать: на фасаде углового дома — большое граффити с летчиками-героями, проект Российского военно-исторического общества).
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.