Русская музыка XVIII века. Благотворительный концерт в поддержку выпуска коллекции видеозаписей

3 ноября (воскресенье) в 14.00 в Соборной палате ПСТГУ (Лихов пер., 6) оркестр Pratum Integrum впервые представит московской публике ряд инструментальных сочинений, написанных в России во второй половине XVIII в. Эти пьесы составят основу коллекции видеозаписей, которую оркестр выпустит в свет в декабре 2019 года.

Концерты 6+

Оркестр Pratum Integrum готовит к записи девять инструментальных сочинений, написанных в России во второй половине XVIII века и пока неизвестных широкой публике: это квартеты и симфонии, созданные русскими композиторами — и иностранцами, подолгу работавшими в России. В декабре 2019 года видеозаписи этих сочинений будут опубликованы на сайте оркестра, а 3 ноября (воскресенье, 14.00) в Соборной палате ПСТГУ (Лихов пер., 6) почти все эти пьесы можно будет услышать вживую. 

Концерт организован при поддержке Национального фонда культурных инноваций «Петр Великий», а также на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Вход по бесплатным электронным билетам.


 

«Идея этого концерта в том, чтобы обогатить представление любознательного слушателя об инструментальной музыке императорской России», — говорит Павел Сербин, автор проекта, художественный руководитель оркестра Pratum Integrum. Программа представляет собой результат его многолетней работы с архивными материалами — каталогами, рукописными партитурами и ранними печатными изданиями. 

Часть пьес, которые вы услышите, уже давно вошла в репертуар оркестра (например, Симфония Максима Березовского, написанная по образцу итальянских оперных увертюр и найденная в конце XX века в Риме). Однако большинство сочинений прозвучит в Москве впервые; в наше время они исполнялись лишь однажды: оркестр представил их минувшим летом на фестивале в селе Подмоклово. Среди таких новинок будут инструментальные номера из оперы Бортнянского «Празднество сеньора», изящная Концертная симфония Себастьяна Жоржа для шести солирующих инструментов с оркестром и Симфония на темы русских песен Эрнеста Ванжуры.

Комическая опера «Празднество сеньора» была поставлена во дворцовом театре в Павловске (1786). Либретто ее не сохранилось, о чем исследователи обычно сообщают не без грусти, поскольку в числе авторов текста были, например, графы Григорий Чернышев и Алексей Мусин-Пушкин. Известно, что речь в этом произведении шла о сельском празднике у одного «сеньора», под которым подразумевался великий князь Павел Петрович, и участники спектакля как следует позабавились, разыгрывая эту музыкальную комедию.

Себастьян Жорж, немец по происхождению, в 1780-х годах был капельмейстером Петровского театра в Москве; его сочинения сохранились в коллекции графа Кирилла Разумовского в Киеве, многие до сих пор не исполнялись. 

Барон Эрнест Ванжура (или Арнош Ванчура, чех по происхождению) — музыкант, работавший в театре Воспитательного дома Москве и в дирекции Императорских театров в Петербурге. Интересно, что именно ему принадлежит первый опубликованный в России сборник «симфоний», причем некоторые из них написаны на темы народных песен. На концерте вы услышите симфонию, в которой он использует мотивы русских песен — «Что во городе было во Казани», «Как у нашего широкого двора», «Земляничка-ягодка» и другие.

ПАВЕЛ СЕРБИН  виолончелист, исполнитель на исторических инструментах (барочная виолончель, виола да гамба), выпускник Московской консерватории; также учился в Королевской консерватории в Гааге. Лауреат и дипломант международных конкурсов (Premio Bonporti в Роверето, Musica Antiqua в Брюгге, и др.). Автор научных работ о русской музыке XVIII века и о виолончельной музыке эпохи барокко и классицизма. С 2003 г. — художественный руководитель оркестра Pratum Integrum, с 2012 — солист оркестра Hofkapelle München.

ОРКЕСТР PRATUM INTEGRUM 

Художественный руководитель – Павел Сербин, виолончель. Концертмейстер – Сергей Фильченко, скрипка

Оркестр Pratum Integrum, играющий на исторических инструментах, был основан в Москве в 2003 году и вскоре заслужил репутацию неординарного, высокопрофессионального коллектива, любящего ураганные темпы и живые интерпретации. Его название переводится с латыни как «некошеный луг»: это метафора, подразумевающая репертуар XVII–XVIII веков, в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. За 16 лет музыканты впервые представили российской публике более 200 произведений, в их числе — концерты и сюиты Телемана, симфонии Березовского, Тица и Розетти, Страсти по Марку Баха–Бойзена, Страсти по Иоанну Георга Гебеля.

Оркестр выступал с крупнейшими мастерами исторического исполнительства — Т. Пинноком, П. Нойманом, А. Бернардини, С. Кермес, С. Мингардо, К. Руссе и другими. Записал 17 альбомов на лейблах Caro Mitis и Euridice, многие из них получили высокие оценки в журналах Diapason, Toccata, Le Monde de la Musique. Альбом с сюитами Телемана был награжден премией Preis der Deutschen Schallplattenkritik (2011). 

Pratum Integrum гастролирует по России (от Петербурга до Уфы) и за рубежом. В 2013 г. при поддержке Министерства культуры РФ состоялось несколько гастрольных поездок оркестра в Нидерланды, в частности — выступление на фестивале Oude Muziek в Утрехте. В 2019 оркестр получил грант Президента Российской Федерации на создание видеоколлекции записей «Русская музыка XVIII века».

 

ПРОГРАММА

1 отделение

Максим Березовский (1745–1777). Симфония до мажор (ca.1772)

Себастьян Жорж (ca.1740–1796). Концертная симфония ре мажор для двух скрипок, альта, виолончели, двух флейт и оркестра (ca.1780)

Солисты: Сергей Фильченко (скрипка), Людмила Фраёнова (скрипка), Сергей Тищенко (альт), Павел Сербин (виолончель), Полина Горшкова (флейта), Марина Волкова (флейта)

Дмитрий Бортнянский (1751–1825). Симфония и два танца из оперы «Празднество сеньора» (1786; посвящена великому князю Павлу Петровичу)

2 отделение

Антон Фердинанд Тиц (1742–1810). Квартет ре минор, op.1 No.5 (1780). Посвящен князю Дмитрию Голицыну

Михаил Керцелли (ca.1750–1818). Квартет ре минор, op.1 No.1 (1783)

Исполнители: Сергей Фильченко (скрипка), Наталья Косарева (скрипка), Сергей Тищенко (альт), Павел Сербин (виолончель)

Эрнест Ванжура (ca.1750–1802). Симфония на темы русских песен (ca.1784)

Начало в 14.00

ПЛОЩАДКА

Соборная палата — недавно открывшийся зал, расположенный в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). До революции здание принадлежало Московскому Епархиальному дому, затем здесь в разное время располагались Главполитпросвет,  Академия коммунистического воспитания им. Крупской, кинотеатр «Артес», Химико-технологический институт им. Менделеева, а с 1930-х — Центральная студия документальных фильмов.

В начале 2000-х здание было передано Свято-Тихоновскому университету. После тщательной реставрации Соборная палата, самое большое помещение университета, стала работать и как светский концертный зал.

КАК НАЙТИ

Адрес: Лихов переулок, д.6, ближайшая станция метро — «Цветной бульвар». 

Пешком проще всего добираться так. Выйдя на Цветной бульвар, поверните налево. Дойдя до Садового кольца, вновь сверните налево; вам нужно будет пройти около 500 м в сторону Каретного ряда и опять свернуть налево, в Лихов переулок (поворот легко узнать: на фасаде углового дома — большое граффити с летчиками-героями, проект Российского военно-исторического общества).

Партнеры

Поделиться:

1607 дней назад
3 ноября 2019 14:00–16:00

Москва
Лихов пер., д.6
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов