В конце XVII века «сонатами» называли практически любые инструментальные пьесы. Сольные и ансамблевые, одночастные и многочастные, сонаты были сколь угодно прихотливы по структуре, звучали и в храмах, и на домашних собраниях, и на пленэре, и исполняли их как прославленные виртуозы, так и музыканты-любители. На этом концерте вся власть будет отдана сонатам для струнных — тем, что были написаны в немецких землях во времена Баха, а также на одно или два поколения раньше.
В основном вы услышите ансамблевые пьесы для 5-6 струнных. У Шмельцера и Розенмюллера они абсолютно непредсказуемы: мы не знаем, чего нам ждать после паузы — адажио или аллегро, россыпи пассажей или фуги. Совсем иначе написаны более поздние сонаты Телемана: это масштабные четырехчастные квинтеты и секстеты. Мы не встретим подобных сонат ни у Баха, ни у Генделя, Телеман же сочинял их с большим вдохновением: можно только подивиться виртуозному блеску и чудесной глубине этих пьес.
Джованни Баттиста Дони в трактате 1640-го года писал, что ни один инструмент не способен к таким невероятным перевоплощениям, как скрипка. В руках талантливого мастера она обретает сладостность лютни, вкрадчивость виолы, пылкость корнета, мощную звучность трубы и нежность флейты. Эти слова вспоминаются, когда речь заходит о сонатах Бибера — скрипача-виртуоза, работавшего в Зальцбурге. Горячий искатель, он находил все новые приемы игры на скрипке и даже перестраивал струны, чтобы на этом инструменте можно было сыграть нужные ему аккорды. Вы услышите его сонату «Сретенье» и знаменитую Пассакалью, завершающую цикл Сонат на Розарий и признанную одним из самых сложных скрипичных сочинений до Баха.
ПРОГРАММА
I oтделение
Иоганн Розенмюллер (1619-1664)
Соната №10 фа мажор из сборника 1682 года
Allegro — Adagio — Allegro— Adagio — Fuga — Allegro— Adagio
Франц Игнац фон Бибер (1644-1704)
Соната для скрипки и basso continuo «Сретенье» №4 из «Rosenkranzsonaten» (?1674)
Иоганн Шмельцер (1623-1680)
Соната на 5 голосов ля мажор из коллекции Университета Упсала
Adagio — Allegro — Adagio
Ф.И.фон Бибер
Пассакалья для скрипки соло (версия для альта)
Роман Вайхляйн
Соната №3 на 5 голосов ля минор из сборника «Музыкальное празднество» 1695 года
[…] — Passagalia — Grave
II oтделение
Георг Филипп Телеман (1681-1767)
Соната на 6 голосов соль минор TWV 44:33
Grave — Allegro — Adagio — Vivace
Соната на 6 голосов фа минор TWV 44:32
Adagio — Allegro — Largo — Presto
Соната на 6 голосов си-бемоль мажор TWV 44:34
Adagio — Allegro — Adagio — Allegro
Cоната на 5 голосов ми минор TWV 44:5
Adagio — Allegro — Grave — Allegro
Исполняют:
Сергей Фильченко (альт, скрипка)
Дмитрий Лепехов (скрипка)
Наталья Косарева (скрипка)
Сергей Тищенко (альт)
Павел Сербин (виолончель)
Елизавета Миллер (клавесин, орган)
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ
СЕРГЕЙ ФИЛЬЧЕНКО — скрипач, альтист, солист ансамблей Musica Petropolitana и Playel-Trio, концертмейстер Pratum Integrum. Окончил Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Римского-Корсакова и Петербургскую консерваторию; также учился у Марии Леонхардт (Амстердам). В составе ансамбля Musica Petropolitana стал лауреатом конкурса старинной музыки в Манчестере и конкурса фан Вассенара в Нидерландах. В составе ансамбля Playel-Trio стал дипломантом фестиваля Musica Antiqua в Брюгге и конкурса Premio Bonporti в Роверето. Лауреат премии за лучшую интерпретацию на конкурсе Пьетро Локателли (Амстердам). В настоящее время много выступает с камерными концертами в Москве и Санкт-Петербурге, ведет широкую гастрольную деятельность.
ДМИТРИЙ ЛЕПЕХОВ — скрипач, выпускник Московской консерватории им. П.И.Чайковского, также учился в Мюнхенской консерватории у Марии Утигер (барочная скрипка). Участник различных европейских музыкальных фестивалей. В 2011 году выиграл XII конкурс Biagio Marini и был удостоен специальной премии за запись скрипичных концертов Телемана. Солист оркестра Pratum Integrum. Солист и художественный руководитель барочного ансамбля Ensemble Barockin’ (Германия), играет с Hofkapelle München (Германия) и Les Talens Lyriques (Франция).
НАТАЛЬЯ КОСАРЕВА — скрипачка, окончила школу им. Гнесиных и Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского. С 1998 — года артистка ансамбля Академия старинной музыки и Опус пост Татьяны Гринденко, играет в оркестре Pratum Integrum с момента основания в 2003 году, ведёт активную концертную деятельность.
СЕРГЕЙ ТИЩЕНКО — альтист, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат международного конкурса в Гааге. Играл в ансамблях «Академия старинной музыки», The Pocket Symphony, АСМ, Musica Petropolitana, выступал в камерных поектах вместе с Натальей Гутман, Гидоном Кремером, Татьяной Гринденко, Алексеем Любимовым, Александром Рудиным, Петером Нойманом, Роджером Норрингтоном, Сигизвальдом Кейкеном, Тревором Пинноком, Майклом Чансом, Симоной Кермес, Сарой Мингардо, Филиппом Жаруски и другими известными музыкантами. Как ансамблист принимал участие в записи более двадцати мировых премьер в жанрах старинной и современной музыки. Солист оркестра Pratum Integrum с 2003 года.
ПАВЕЛ СЕРБИН — виолончелист, исполнитель на исторических инструментах (барочная виолончель, виола да гамба), выпускник Московской консерватории; также учился в Королевской консерватории в Гааге. Лауреат и дипломант международных конкурсов (Premio Bonporti в Роверето, Musica Antiqua в Брюгге, и др.). Автор научных работ о русской музыке XVIII века и о виолончельной музыке эпохи барокко и классицизма. С 2003 г. — художественный руководитель оркестра Pratum Integrum, с 2012 — солист оркестра Hofkapelle München.
ЕЛИЗАВЕТА МИЛЛЕР — пианистка и исполнительница на старинных клавишных инструментах. В 2009 году Елизавета Миллер с отличием окончила факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории; преподаватели — профессор Алексей Любимов (фортепиано) и профессор Ольга Мартынова (клавесин, хаммерклавир). Затем получила диплом магистра в Йельском университете (2011), где обучалась у Бориса Бермана и Хун-Куана Чена. Весной 2013 Елизавета окончила аспирантуру Московской консерватории. С 2013 Е. Миллер работала в МГК как ассистент профессора Алексея Любимова, с 2014 ведет свой класс камерного ансамбля и хаммерклавира. Елизавета Миллер постоянно выступает соло и в составе камерных ансамблей в России, Италии США, Германии и Франции, регулярно сотрудничает с ансамблем Марка Пекарского, Студией новой музыки при Московской консерватории. Как пианистка, клавесинистка и хаммерклавиристка она принимала участие в ряде международных фестивалей, таких, как Beethovenfest в Бонне, Musica Antiqua в Брюгге, фестивале памяти Джона Кейджа в Москве и Нижнем Новгороде и др. В 2013 году она стала первой российской хаммеклавиристкой, выигравшей знаменитый конкурс старинной музыки Musica Antiqua в Брюгге, а годом ранее завоевала вторую премию на международном конкурсе Premio Ferrari в Роверетто (Италия). В 2012 году стала также победителем конкурса Николая Рубинштейна в Париже.
О ЗАЛЕ
Соборная палата — недавно открывшийся зал, расположенный в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). До революции здание принадлежало Московскому Епархиальному дому, затем здесь в разное время располагались Главполитпросвет, Академия коммунистического воспитания им. Крупской, кинотеатр «Артес», Химико-технологический институт им. Менделеева, а с 1930-х — Центральная студия документальных фильмов.
В начале 2000-х здание было передано Свято-Тихоновскому университету. После тщательной реставрации Соборная палата, самое большое помещение университета, стала работать и как светский концертный зал.
КАК НАЙТИ
Адрес: Лихов переулок, д.6, ближайшая станция метро — «Цветной бульвар».
Пешком проще всего добираться так. Выйдя на Цветной бульвар, поверните налево. Дойдя до Садового кольца, вновь сверните налево; вам нужно будет пройти около 500 м в сторону Каретного ряда и опять свернуть налево, в Лихов переулок (поворот легко узнать: на фасаде углового дома — большое граффити с летчиками-героями, проект Российского военно-исторического общества).
ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ
До 24 января: 400-1500 р.
С 25 января: 400-1800 р.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.