Когда речь заходит о семейных династиях в музыке, на ум в первую очередь приходит огромное генеалогическое древо Бахов, уходящее своими корнями в XVI век и расцветающее в веке XVIII-м. Однако XVIII век дал миру и других великих «отцов и сыновей»: Алессандро и Доменико Скарлатти, Антуан и Жан-Батист Форкере, семьи Ребель, Франкёр и Леклер во Франции. И это далеко не весь перечень. Цеховое мышление людей прошлого, передача искусства исполнительства и композиции за закрытыми дверями домашних кухонь и музыкальных комнат – вот ключ к пониманию великих творческих наследственностей. В эпоху классицизма данная традиция не обошла и Россию. В одной только Москве работали династии Жоржей (George), Эусташио (Eustacjio) и Керцелли (Koerzl,Kerzell, Kerzelli). Последние станут героями нашего небольшого концерта.
Старший Керцелли (Франц Ксавьер Кёрцль) оказался в Российской империи в далеком 1765 году, сначала на службе у гетмана графа Кирилла Разумовского в Батурине, а потом в Москве. Он привез с собой двух сыновей; еще двое родились уже в России. Все четверо стали музыкантами. Старший, Иоганн Йозеф (или Иван Францевич), играл на клавире и, вероятно, духовых инструментах; средний Иоганн Михаил (Михаил Францевич) был виртуозом на скрипке; младшие мальчики – Франц Йозеф и Антон – стали виолончелистом и содержателем музыкальной лавки соответственно. Они играли огромную (если не сказать ведущую) роль в музыкальной культуре Москвы второй половины XVIII – начала XIX веков. Иван и Михаил получили блестящее образование и вполне развили свои композиторские таланты. Оперы Ивана ежегодно ставились в московских и провинциальных театрах, а в начале XIX века он стал главным капельмейстером Петровского театра (будущего Большого). Михаил посвятил себя концертной и капельмейстерской деятельности. Его сын Михаил Михайлович Керцелли был вундеркиндом, виртуозом на фортепиано, но рано умер.
Увы, сохранность творческого наследия семьи Керцелли оставляет желать лучшего. Однако нам удалось разыскать камерную музыку, которую Керцелли-отец (Франц Ксавьер) и старшие сыновья сочиняли в России, в Москве. В этом концерте вам представится уникальный случай услышать струнные квартеты и трио семьи Керцелли и сравнить их между собой. Эти виртуозные, яркие и глубокие по художественному содержанию пьесы – настоящие жемчужины русской музыки XVIII века. В программу вошли три квартета Михаила Керцелли, два трио Ивана и одно трио Франца Ксавьера. Почти все сочинения исполняются впервые за более чем 200 лет.
П. Сербин
ПРОГРАММА
Франц Ксавьер Керцелли (ок. 1730–после 1780)
Дивертисмент соль мажор для скрипки, альта и виолончели
Andante – Allegro – Minuetto
Михаил Керцелли (1754–между 1814 и 1817)
Квартет для двух концертирующих скрипок, альта и виолончели ре минор op.1 №1 (изд. 1778/79)
Allegro – Rondo
Иван Керцелли (1752–1820)
Трио ре минор для двух скрипок и виолончели ор.1 №3 (изд. 1779)
Adagio – Minuetto – Allegro assai
Михаил Керцелли
Квартет для двух концертирующих скрипок, альта и виолончели фа мажор op.1 №6 (изд. 1778/79)
Allegro – Rondo
Михаил Керцелли
Квартет для двух концертирующих скрипок, альта и виолончели соль мажор op.1 №5 (изд. 1778/79)
Allegro moderato – Rondo
Исполняют солисты оркестра Pratum Integrum:
Сергей Фильченко (скрипка)
Наталья Косарева (скрипка)
Сергей Тищенко (альт)
Павел Сербин (виолончель)
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ
СЕРГЕЙ ФИЛЬЧЕНКО — скрипач, альтист, солист ансамблей Musica Petropolitana и Playel-Trio, концертмейстер Pratum Integrum. Окончил Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Римского-Корсакова и Петербургскую консерваторию; также учился у Марии Леонхардт (Амстердам). В составе ансамбля Musica Petropolitana стал лауреатом конкурса старинной музыки в Манчестере и конкурса фан Вассенара в Нидерландах. В составе ансамбля Playel-Trio стал дипломантом фестиваля Musica Antiqua в Брюгге и конкурса Premio Bonporti в Роверето. Лауреат премии за лучшую интерпретацию на конкурсе Пьетро Локателли (Амстердам). В настоящее время много выступает с камерными концертами в Москве и Санкт-Петербурге, ведет широкую гастрольную деятельность.
НАТАЛЬЯ КОСАРЕВА — скрипачка, окончила школу им. Гнесиных и Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского. С 1998 — года артистка ансамбля "Академия старинной музыки" и "Опус пост" Татьяны Гринденко, играет в оркестре Pratum Integrum с момента основания в 2003 году, ведёт активную концертную деятельность.
СЕРГЕЙ ТИЩЕНКО — альтист, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат международного конкурса в Гааге. Играл в ансамблях «Академия старинной музыки», The Pocket Symphony, АСМ, Musica Petropolitana, выступал в камерных поектах вместе с Натальей Гутман, Гидоном Кремером, Татьяной Гринденко, Алексеем Любимовым, Александром Рудиным, Петером Нойманом, Роджером Норрингтоном, Сигизвальдом Кейкеном, Тревором Пинноком, Майклом Чансом, Симоной Кермес, Сарой Мингардо, Филиппом Жаруски и другими известными музыкантами. Как ансамблист принимал участие в записи более двадцати мировых премьер в жанрах старинной и современной музыки. Солист оркестра Pratum Integrum с 2003 года.
ПАВЕЛ СЕРБИН — виолончелист, исполнитель на исторических инструментах (барочная виолончель, виола да гамба), выпускник Московской консерватории; также учился в Королевской консерватории в Гааге. Лауреат и дипломант международных конкурсов (Premio Bonporti в Роверето, Musica Antiqua в Брюгге, и др.). Автор научных работ о русской музыке XVIII века и о виолончельной музыке эпохи барокко и классицизма. С 2003 г. — художественный руководитель оркестра Pratum Integrum, с 2012 — солист оркестра Hofkapelle München.
Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина находится в 5-7 минутах ходьбы от метро Бауманская, по адресу ул. Спартаковская, д. 9. Посмотреть маршрут на карте: https://clck.ru/T32Pf
Внимание, 21 февраля мы проведем два концерта с одинаковой программой: в 17.00 и 19.00. Пожалуйста, выберите билет на удобное для вас время.
UPD В связи с возвратом появилось два билета на 19.00.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.