Виола да гамба – уникальный музыкальный инструмент, процветавший в Европе Ренессанса и Барокко, но канувший в Лету к концу XVIII века. Сегодня исполнители кропотливо работают над возрождением этого инструмента и прекрасного репертуара, созданного для него композиторами прошлого. На концерте «Форкере и ребята» вы услышите блистательные сочинения золотого века виолы да гамба, принадлежащие французским виртуозам Сент-Коломбу, Маре и отцу и сыну Форкере.
ПРОГРАММА
Жан де Сент-Коломб (1640-ок. 1700)
Концерт для двух виол
Марен Маре (1756-1728)
Le Tombeau pour M.de St.Colombe
Chaconne E-dur (Livre 2, 1701)
Антуан Форкере (1672-1745)
La Cottin
La Forqueray
La Couperin
La Leclair
La Rameau
La Guignon
Жан-Батист Форкере (1699-1782)
La Angrave
Chaconne. La Morangis ou La Plissay
*В программе возможны изменения.
Исполняют солисты оркестра исторических инструментов
Pratum Integrum
Павел Сербин
Феликс Антипов
(виолы да гамба)
7 ФАКТОВ О ВИОЛЕ ДА ГАМБА
1. Виола да гамба появилась в Европе к концу XV века, стала одним из самых популярных инструментов Ренессанса и Барокко и особенно широко использовалась в ансамблевой музыке, а как сольный инструмент продолжала процветать до середины XVIII века.
2. Бытовали самые разные виды гамб, отличающихся по размеру и регистрам: пардессю (самая миниатюрная виола, звучащая в высоком регистре), сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и виолон. При этом только сопрановая, теноровая и басовая виолы были постоянными участниками консортов (ансамблей, состоящих из разных гамб). Пардессю появилась только к концу XVII века, а виолон, хоть и был известен уже в XVI столетии, в консорте встречался лишь изредка.
3. Большинство виол имело шесть струн, которые настраивались по квартам, с терцией между средними струнами. К французским басовым виолам часто снизу добавлялась седьмая струна – новшество, авторство которого Жан Руссо приписывал Жану де Сент-Коломбу.
4. В Англию гамба попала в начале правления Генриха VIII, и в елизаветинскую эпоху здесь были очень распространены консорты виол. Для исполнения сольной музыки у британцев существовала особая разновидность – division viol. Это шестиструнный инструмент, чуть меньший по размеру в сравнении с обычной басовой виолой, и это позволяет играть виртуозные импровизационные фигурации по всему диапазону, от низких до самых высоких возможных нот.
5. Первым печатным сборником сольных пьес для виолы стал Regola rubertina Сильвестро Ганасси (1492-1565), венецианского музыканта, автора двух фундаментальных трактатов по технике игры на инструменте.
6. На рубеже XVII-XVIII веков яркий расцвет сольной виольной музыки произошел во Франциии благодаря непревзойденным виртуозам Марену Маре и Антуану Форкре.
7. Последним рыцарем виолы да гамба стал Карл Фридрих Абель (1723-1787) – немец, который почти половину жизни провел в Лондоне. Символично, что пионер возрождения исполнительства на виоле Кристиан Дёберайнер впервые выступил в качестве гамбиста в 1905 году именно с исполнением сонаты Абеля.
Москва
ул. Спартаковская, д. 9
Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить или вернуть
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.