Виола да гамба – уникальный музыкальный инструмент, процветавший в Европе Ренессанса и Барокко, но канувший в Лету к концу XVIII века. Сегодня исполнители кропотливо работают над возрождением этого инструмента и прекрасного репертуара, созданного для него композиторами прошлого. На концерте «Форкере и ребята» вы услышите блистательные сочинения золотого века виолы да гамба, принадлежащие французским виртуозам Сент-Коломбу, Маре и отцу и сыну Форкере.
ПРОГРАММА
Жан де Сент-Коломб (1640-ок. 1700)
Концерт для двух виол
Марен Маре (1756-1728)
Le Tombeau pour M.de St.Colombe
Chaconne E-dur (Livre 2, 1701)
Антуан Форкере (1672-1745)
La Cottin
La Forqueray
La Couperin
La Leclair
La Rameau
La Guignon
Жан-Батист Форкере (1699-1782)
La Angrave
Chaconne. La Morangis ou La Plissay
*В программе возможны изменения.
Исполняют солисты оркестра исторических инструментов
Pratum Integrum
Павел Сербин
Феликс Антипов
(виолы да гамба)
7 ФАКТОВ О ВИОЛЕ ДА ГАМБА
1. Виола да гамба появилась в Европе к концу XV века, стала одним из самых популярных инструментов Ренессанса и Барокко и особенно широко использовалась в ансамблевой музыке, а как сольный инструмент продолжала процветать до середины XVIII века.
2. Бытовали самые разные виды гамб, отличающихся по размеру и регистрам: пардессю (самая миниатюрная виола, звучащая в высоком регистре), сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и виолон. При этом только сопрановая, теноровая и басовая виолы были постоянными участниками консортов (ансамблей, состоящих из разных гамб). Пардессю появилась только к концу XVII века, а виолон, хоть и был известен уже в XVI столетии, в консорте встречался лишь изредка.
3. Большинство виол имело шесть струн, которые настраивались по квартам, с терцией между средними струнами. К французским басовым виолам часто снизу добавлялась седьмая струна – новшество, авторство которого Жан Руссо приписывал Жану де Сент-Коломбу.
4. В Англию гамба попала в начале правления Генриха VIII, и в елизаветинскую эпоху здесь были очень распространены консорты виол. Для исполнения сольной музыки у британцев существовала особая разновидность – division viol. Это шестиструнный инструмент, чуть меньший по размеру в сравнении с обычной басовой виолой, и это позволяет играть виртуозные импровизационные фигурации по всему диапазону, от низких до самых высоких возможных нот.
5. Первым печатным сборником сольных пьес для виолы стал Regola rubertina Сильвестро Ганасси (1492-1565), венецианского музыканта, автора двух фундаментальных трактатов по технике игры на инструменте.
6. На рубеже XVII-XVIII веков яркий расцвет сольной виольной музыки произошел во Франциии благодаря непревзойденным виртуозам Марену Маре и Антуану Форкре.
7. Последним рыцарем виолы да гамба стал Карл Фридрих Абель (1723-1787) – немец, который почти половину жизни провел в Лондоне. Символично, что пионер возрождения исполнительства на виоле Кристиан Дёберайнер впервые выступил в качестве гамбиста в 1905 году именно с исполнением сонаты Абеля.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.