О чем говорят нам сегодня имена композиторов Керцелли, Жоржа или Тица? Ныне эти музыканты известны лишь узкому кругу профессионалов, а в последней четверти XVIII века они играли ведущую роль в музыкальном ландшафте Москвы и Санкт-Петербурга. Их сочинения обладают несомненными художественными достоинствами и стоят наравне с достижениями европейского классицизма. После более чем двухсотлетнего забвения шедевры камерной музыки, написанной в России, прозвучат в исполнении солистов оркестра Pratum Integrum на исторических инструментах – подлинниках или копиях XVIII века.
Керцелли – фамилия целой династии австрийских музыкантов, работавших в Москве. Основатель династии, Франц Ксавьер Кёрцль, оказался в Российской империи в 1762 году, сначала на службе у гетмана графа Кирилла Разумовского в Батурине, а потом в старой столице. Все четверо его сыновей стали музыкантами. Один из них – блистательный скрипач Михаил Францевич (Иоганн Михаэль) Керцелли – в конце 1770-х годов обучался в Вене, возможно у Гайдна. В то же самое время в австрийской столице учился другой герой нашей программы – Антон Тиц, и Керцелли вполне мог музицировать с ним в квартете. По возвращении в Москву Михаил, признанный одним из «наилучших здесь виртуозов», концертировал, открыл музыкальное училище (1783) и занимался обучением роговых оркестров. Старший брат Михаила, Иван (Иоганн Йозеф Каласантиус) Керцелли, уже в 1770-е годы стал востребованным в Москве капельмейстером и проработал в столице более полувека. Оперы Ивана ежегодно ставились на московских и провинциальных сценах, а в начале XIX века он стал главным капельмейстером Петровского театра (будущего Большого). В программу концерта вошёл блестящий квартет Михаила Керцелли, уникальный в силу виртуозной трактовки партий двух скрипок, и струнное трио Ивана.
Петербургская школа в нашей программе представлена сочинением Антона Фердинанда Тица – скрипача-виртуоза, служившего при дворе Екатерины II. На сольные концерты Тица на скрипке и виоле д’амур съезжался весь город; кроме того, музыкант основал квартет, выступавший для императрицы и ее приближенных в Эрмитаже или Царскосельском дворце, и обучал игре на скрипке будущего императора Александра I. Около 1806 года в Санкт-Петербурге вышли из печати квартеты Тица, посвященные сенатору Алексею Григорьевичу Теплову. Выделяется среди них большой Квартет до мажор – своего рода творческий эксперимент, в котором до предела доводится идея использования тем народного происхождения в классической форме. В четырех частях произведения автор поместил 19 популярных в то время русских песен, в числе которых и сегодняшний слушатель без труда узнает знаменитые «Во саду ли, в огороде» и «Во поле березка стояла».
Одной из самых ценных находок последних лет стало творческое наследие композитора, клавириста и предпринимателя Себастьяна Жоржа. Он появился в Москве не позднее 1767 года и активно работал здесь до середины 70-х, а в 1778 году открыл в Санкт-Петербурге лавку по продаже нот и всевозможных музыкальных инструментов. В 1780-1783 гг. Жорж снова оказался в Москве, где активно сочинял и служил капельмейстером в Петровском театре. После длительного путешествия по Европе (1783-1792) музыкант с семьей вернулся в Россию. В начале 70-х годов Жорж был связан с семейством Разумовских, в архиве которых и сохранились уникальные рукописи его сочинений – трио, квартетов, квинтетов, симфоний и концертных симфоний. Музыка эта, обладающая высокими художественными достоинствами, сравнима с наследием И.Х.Баха (1735-1782). Не исключено, что некоторые капельмейстерские обязанности Жорж исполнял и у Шереметевых, например, есть свидетельства о сочинении им кантаты на день рождения графа Петра Борисовича и бракосочетание Алексея Разумовского с Варварой Шереметевой (обе 1774). В программу концерта вошёл квинтет (концертино) для двух флейт, двух скрипок и виолончели (1770), пленяющий свободой одновременного использования пяти облигатных партий.
В программу нашего концерта вошел еще один превосходный образец камерной музыки, сочиненной в России, – крупномасштабный квартет Антона Эберля. В свое время этот австрийский композитор соперничал с Бетховеном – известны свидетельства о том, что в 1805 году слушатели отдали предпочтение его ми-бемоль-мажорной симфонии в сравнении с исполненной в тот же вечер Третьей симфонией знаменитого венского классика. В 1796–1802 годах Эберль успел поработать при русском дворе и пользовался репутацией прекрасного музыканта и педагога. Соль-минорный квартет, который вы услышите, композитор посвятил императору Александру I.
Не случайно и появление в программе концерта сочинения Йозефа Гайдна. Вариации из его знаменитой 63-й симфонии «Рокселана» были переложены кем-то из придворных музыкантов (флейтистом Людвигом Мишелем?) для дуэта флейт и использовались в обучении великого князя Александра Павловича.
Перед концертом художественный руководитель оркестра Pratum Integrum Павел Сербин проведет вступительную лекцию «Русская музыка XVIII века: причины забвения и путь к возрождению» в конференц-зале музея. Вход на лекцию свободный по регистрации: pratumintegrum.timepad.ru/event/177...>
Концерт – 19.00, Усадебный двор.
Все мероприятия пройдут с соблюдением эпидемиологических ограничений.
ПРОГРАММА
I отделение:
Михаил Керцелли (1754–после 1808)
Квартет для двух концертирующих скрипок, альта и виолончели ре минор op.1 №1 (изд. 1778–79)
Allegro – Rondo
Йозеф Гайдн (1732–1809)
Вариации из симфонии № 63 («Рокселана») в транскрипции для двух флейт
Антон Фердинанд Тиц (1742–1810)
Квартет до мажор на темы русских песен (1800, посв. сенатору Теплову)
Allegro – Minuetto – Romance – Rondo
II отделение:
Иоганн Йозеф (Иван) Керцелли (1752–1820)
Трио ре минор для двух скрипок и виолончели ор.1 №3 (изд. 1779)
Adagio – Minuetto – Allegro assai
Антон Эберль (1765–1807)
Квартет соль минор op.13 №3 (1802, посв. императору Александру I)
Adagio. Allegro agitato – Menuetto. Allegro – Adagio – Finale. Allegro
Себастьян Жорж (ок. 1740–1796)
Концертино соль мажор для двух флейт, двух скрипок и виолончели SG. VII: 1 (1770)
Allegretto – Largo – Allegro
Исполняют солисты оркестра исторических инструментов Pratum Integrum: Сергей Фильченко (скрипка), Наталья Косарева (скрипка), Сергей Тищенко (альт), Павел Сербин (виолончель), Ольга Ивушейкова (траверс-флейта), Полина Горшкова (траверс-флейта, Германия).
СЕРГЕЙ ФИЛЬЧЕНКО — скрипач, альтист, солист ансамблей Musica Petropolitana и Playel-Trio, концертмейстер Pratum Integrum. Окончил Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова и Петербургскую консерваторию; также учился у Марии Леонхардт (Амстердам). В составе ансамбля Musica Petropolitana стал лауреатом конкурса старинной музыки в Манчестере и конкурса фан Вассенара в Нидерландах. В составе ансамбля Playel-Trio стал дипломантом фестиваля Musica Antiqua в Брюгге и конкурса Premio Bonporti в Роверето. Лауреат премии за лучшую интерпретацию на конкурсе Пьетро Локателли (Амстердам). В настоящее время много выступает с камерными концертами в Москве и Санкт-Петербурге, ведет широкую гастрольную деятельность.
НАТАЛЬЯ КОСАРЕВА — скрипачка, окончила школу им. Гнесиных и Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского. С 1998 — года артистка ансамбля «Академия старинной музыки» и Opus Posth Татьяны Гринденко, играет в оркестре Pratum Integrum с момента основания в 2003 году, ведёт активную концертную деятельность.
СЕРГЕЙ ТИЩЕНКО — альтист, выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат международного конкурса в Гааге. Играл в ансамблях «Академия старинной музыки», The Pocket Symphony, АСМ, Musica Petropolitana, выступал в камерных проектах вместе с Натальей Гутман, Гидоном Кремером, Татьяной Гринденко, Алексеем Любимовым, Александром Рудиным, Петером Нойманом, Роджером Норрингтоном, Сигизвальдом Кейкеном, Тревором Пинноком, Майклом Чансом, Симоной Кермес, Сарой Мингардо, Филиппом Жаруски и другими известными музыкантами. Как ансамблист принимал участие в записи более двадцати мировых премьер в жанрах старинной и современной музыки. Солист оркестра Pratum Integrum с 2003 года.
ПАВЕЛ СЕРБИН — виолончелист, исполнитель на исторических инструментах (барочная виолончель, виола да гамба), выпускник Московской консерватории; также учился в Королевской консерватории в Гааге. Лауреат и дипломант международных конкурсов (Premio Bonporti в Роверето, Musica Antiqua в Брюгге, и др.). Автор научных работ о русской музыке XVIII века и о виолончельной музыке эпохи барокко и классицизма. С 2003 г. — художественный руководитель оркестра Pratum Integrum, с 2012 — солист оркестра Hofkapelle München и Wiener Akademie.
ОЛЬГА ИВУШЕЙКОВА — флейтистка, исполнитель на исторических инструментах, педагог. Окончила школу им. Гнесиных, Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского и ассистентуру-стажировку, аспирантуру Высшей школы музыки им. Ф.Мендельсона в Лейпциге. Лауреатом I премии Всероссийского и Всесоюзного конкурсов исполнителей на деревянных духовых инструментах; призер Международного конкурса им. Ван Вассенаера в Гааге. Преподает современную и старинную флейты на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, а также в Средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных. С 2004 года — солистка оркестра Pratum Integrum; ведет активную концертную деятельность.
ПОЛИНА ГОРШКОВА — флейтистка, педагог, основатель интернационального ансамбля Altera Pars, специализирующегося на исполнении музыки барокко и классицизма. Родилась в Санкт-Петербурге, изучала флейту в Детмольдской высшей школе музыки и Университете Роберта Шумана в Дюссельдорфе; училась у Мартэна Роота в Бременском университете искусств. Ведет активную концертную деятельность, сотрудничая с различными оркестрами и ансамблями старинной музыки, среди которых Concerto Brandenburg, Barockwerk Hamburg, Elbipolis Barockorchester Hamburg, Concerto Bremen, La festa musicale Hannover, Bell`arte Salzburg и оркестр Pratum Integrum.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.