Музыкальные сокровищницы двух столиц. Русская музыка для струнного квартета и флейт XVIII века

В рамках концертного проекта «Сокровищница русской музыки XVIII века» при поддержке Министерства культуры РФ солисты оркестра Pratum Integrum представляют московским слушателям неизвестные камерные сочинения екатерининских и александровских времен.

Концерты 6+

О чем говорят нам сегодня имена композиторов Керцелли, Жоржа или Тица? Ныне эти музыканты известны лишь узкому кругу профессионалов, а в последней четверти XVIII века они играли ведущую роль в музыкальном ландшафте Москвы и Санкт-Петербурга. Их сочинения обладают несомненными художественными достоинствами и стоят наравне с достижениями европейского классицизма. После более чем двухсотлетнего забвения шедевры камерной музыки, написанной в России, прозвучат в исполнении солистов оркестра Pratum Integrum на исторических инструментах – подлинниках или копиях XVIII века.

Керцелли – фамилия целой династии австрийских музыкантов, работавших в Москве. Основатель династии, Франц Ксавьер Кёрцль, оказался в Российской империи в 1762 году, сначала на службе у гетмана графа Кирилла Разумовского в Батурине, а потом в старой столице. Все четверо его сыновей стали музыкантами. Один из них – блистательный скрипач Михаил Францевич (Иоганн Михаэль) Керцелли – в конце 1770-х годов обучался в Вене, возможно у Гайдна. В то же самое время в австрийской столице учился другой герой нашей программы – Антон Тиц, и Керцелли вполне мог музицировать с ним в квартете. По возвращении в Москву Михаил, признанный одним из «наилучших здесь виртуозов», концертировал, открыл музыкальное училище (1783) и занимался обучением роговых оркестров. Старший брат Михаила, Иван (Иоганн Йозеф Каласантиус) Керцелли, уже в 1770-е годы стал востребованным в Москве капельмейстером и проработал в столице более полувека. Оперы Ивана ежегодно ставились на московских и провинциальных сценах, а в начале XIX века он стал главным капельмейстером Петровского театра (будущего Большого). В программу концерта вошёл блестящий  квартет Михаила Керцелли, уникальный в силу виртуозной трактовки партий двух скрипок, и струнное трио Ивана.

Петербургская школа в нашей программе представлена сочинением Антона Фердинанда Тица – скрипача-виртуоза, служившего при дворе Екатерины II. На сольные концерты Тица на скрипке и виоле д’амур съезжался весь город; кроме того, музыкант основал квартет, выступавший для императрицы и ее приближенных в Эрмитаже или Царскосельском дворце, и обучал игре на скрипке будущего императора Александра I. Около 1806 года в Санкт-Петербурге вышли из печати квартеты Тица, посвященные сенатору Алексею Григорьевичу Теплову. Выделяется среди них большой Квартет до мажор – своего рода творческий эксперимент, в котором до предела доводится идея использования тем народного происхождения в классической форме. В четырех частях произведения автор поместил 19 популярных в то время русских песен, в числе которых и сегодняшний слушатель без труда узнает знаменитые «Во саду ли, в огороде» и «Во поле березка стояла».

Одной из самых ценных находок последних лет стало творческое наследие композитора, клавириста и предпринимателя Себастьяна Жоржа. Он появился в Москве не позднее 1767 года и активно работал здесь до середины  70-х, а в 1778 году  открыл  в Санкт-Петербурге лавку по продаже нот и всевозможных музыкальных инструментов. В 1780-1783 гг. Жорж снова оказался в Москве, где активно сочинял и служил капельмейстером в Петровском театре. После длительного путешествия по Европе (1783-1792) музыкант с семьей вернулся в Россию. В начале 70-х годов Жорж был связан с семейством Разумовских, в архиве которых и сохранились уникальные рукописи его сочинений – трио, квартетов, квинтетов, симфоний и концертных симфоний. Музыка эта, обладающая высокими художественными достоинствами, сравнима с наследием И.Х.Баха (1735-1782).  Не исключено, что некоторые капельмейстерские обязанности Жорж исполнял и у Шереметевых, например, есть свидетельства о сочинении им кантаты на день рождения графа Петра Борисовича  и бракосочетание Алексея Разумовского с Варварой Шереметевой (обе 1774). В программу концерта вошёл квинтет (концертино)  для двух флейт, двух скрипок и виолончели (1770), пленяющий свободой одновременного использования пяти облигатных партий.

В программу нашего концерта вошел еще один превосходный образец камерной музыки, сочиненной в России, – крупномасштабный квартет Антона Эберля. В свое время этот австрийский композитор соперничал с Бетховеном – известны свидетельства о том, что в 1805 году слушатели отдали предпочтение его ми-бемоль-мажорной симфонии в сравнении с исполненной в тот же вечер Третьей симфонией знаменитого венского классика. В 1796–1802 годах Эберль успел поработать при русском дворе и пользовался репутацией прекрасного музыканта и педагога. Соль-минорный квартет, который вы услышите, композитор посвятил императору Александру I.

Не случайно и появление в программе концерта сочинения Йозефа Гайдна. Вариации из его знаменитой 63-й симфонии «Рокселана» были переложены кем-то из придворных музыкантов (флейтистом Людвигом Мишелем?) для дуэта флейт и использовались в обучении великого князя Александра Павловича.

Перед концертом художественный руководитель оркестра Pratum Integrum Павел Сербин проведет вступительную лекцию «Русская музыка XVIII века: причины забвения и путь к возрождению» в конференц-зале музея. Вход на лекцию свободный по регистрации: pratumintegrum.timepad.ru/event/177...>

Концерт 19.00, Усадебный двор.

Все мероприятия пройдут с соблюдением эпидемиологических ограничений.


ПРОГРАММА

I отделение:

Михаил Керцелли (1754после 1808)

Квартет для двух концертирующих скрипок, альта и виолончели ре минор op.1 №1 (изд. 177879)

Allegro Rondo

Йозеф Гайдн (17321809)

Вариации из симфонии № 63 («Рокселана») в транскрипции для двух флейт

Антон Фердинанд Тиц (1742–1810)

Квартет до мажор на темы русских песен (1800, посв. сенатору Теплову)

Allegro – Minuetto – Romance – Rondo

II отделение:

Иоганн Йозеф (Иван) Керцелли (17521820)

Трио ре минор для двух скрипок и виолончели ор.1 №3 (изд. 1779)

Adagio – Minuetto – Allegro assai

Антон Эберль (17651807)

Квартет соль минор op.13 №3 (1802, посв. императору Александру I)

Adagio. Allegro agitato – Menuetto. Allegro Adagio – Finale. Allegro

Себастьян Жорж (ок. 17401796)

Концертино соль мажор для двух флейт, двух скрипок и виолончели SG. VII: 1 (1770)

Allegretto – Largo – Allegro

Исполняют солисты оркестра исторических инструментов Pratum Integrum: Сергей Фильченко (скрипка), Наталья Косарева (скрипка), Сергей Тищенко (альт), Павел Сербин (виолончель), Ольга Ивушейкова (траверс-флейта), Полина Горшкова (траверс-флейта, Германия).


СЕРГЕЙ ФИЛЬЧЕНКО — скрипач, альтист, солист ансамблей Musica Petropolitana и Playel-Trio, концертмейстер Pratum Integrum. Окончил Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова и Петербургскую консерваторию; также учился у Марии Леонхардт (Амстердам). В составе ансамбля Musica Petropolitana стал лауреатом конкурса старинной музыки в Манчестере и конкурса фан Вассенара в Нидерландах. В составе ансамбля Playel-Trio стал дипломантом фестиваля Musica Antiqua в Брюгге и конкурса Premio Bonporti в Роверето. Лауреат премии за лучшую интерпретацию на конкурсе Пьетро Локателли (Амстердам). В настоящее время много выступает с камерными концертами в Москве и Санкт-Петербурге, ведет широкую гастрольную деятельность.

НАТАЛЬЯ КОСАРЕВА — скрипачка, окончила школу им. Гнесиных и Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского. С 1998 — года артистка ансамбля «Академия старинной музыки» и Opus Posth Татьяны Гринденко, играет в оркестре Pratum Integrum с момента основания в 2003 году, ведёт активную концертную деятельность.

СЕРГЕЙ ТИЩЕНКО — альтист, выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат международного конкурса в Гааге. Играл в ансамблях «Академия старинной музыки», The Pocket Symphony, АСМ, Musica Petropolitana, выступал в камерных проектах вместе с Натальей Гутман, Гидоном Кремером, Татьяной Гринденко, Алексеем Любимовым, Александром Рудиным, Петером Нойманом, Роджером Норрингтоном, Сигизвальдом Кейкеном, Тревором Пинноком, Майклом Чансом, Симоной Кермес, Сарой Мингардо, Филиппом Жаруски и другими известными музыкантами. Как ансамблист принимал участие в записи более двадцати мировых премьер в жанрах старинной и современной музыки. Солист оркестра Pratum Integrum с 2003 года.

ПАВЕЛ СЕРБИН  виолончелист, исполнитель на исторических инструментах (барочная виолончель, виола да гамба), выпускник Московской консерватории; также учился в Королевской консерватории в Гааге. Лауреат и дипломант международных конкурсов (Premio Bonporti в Роверето, Musica Antiqua в Брюгге, и др.). Автор научных работ о русской музыке XVIII века и о виолончельной музыке эпохи барокко и классицизма. С 2003 г. — художественный руководитель оркестра Pratum Integrum, с 2012 — солист оркестра Hofkapelle München и Wiener Akademie.

ОЛЬГА ИВУШЕЙКОВА — флейтистка, исполнитель на исторических инструментах, педагог. Окончила школу им. Гнесиных, Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского и ассистентуру-стажировку, аспирантуру Высшей школы музыки им. Ф.Мендельсона в Лейпциге.  Лауреатом I премии Всероссийского и Всесоюзного конкурсов исполнителей на деревянных духовых инструментах; призер Международного конкурса им. Ван Вассенаера в Гааге. Преподает современную и старинную флейты на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, а также в Средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных. С 2004 года  солистка оркестра Pratum Integrum; ведет активную концертную деятельность.

ПОЛИНА ГОРШКОВА — флейтистка, педагог, основатель интернационального ансамбля Altera Pars, специализирующегося на исполнении музыки барокко и классицизма. Родилась в Санкт-Петербурге, изучала флейту в Детмольдской высшей школе музыки и Университете Роберта Шумана в Дюссельдорфе; училась у Мартэна Роота в Бременском университете искусств. Ведет активную концертную деятельность, сотрудничая с различными оркестрами и ансамблями старинной музыки, среди которых Concerto Brandenburg, Barockwerk Hamburg, Elbipolis Barockorchester Hamburg, Concerto Bremen, La festa musicale Hannover, Bell`arte Salzburg и оркестр Pratum Integrum.

Поделиться:

910 дней назад
23 октября 2021 19:00–20:45

Москва
Хрущёвский пер., 2/12 Государственный музей А.С. Пушкина
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов